Лозунг дня

Лозунг: "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила."

Кружок "Народные промыслы"


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЕЖЕГОДНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ЯРМАРКА В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ 



БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ "РАДОСТЬ ДОБРЫХ ДЕЛ" - ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ДЕТЯМ



 

ГОТОВИМ ПОДЕЛКИ ДЛЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ЯРМАРКИ






НАШИ НАГРАДЫ

 V Международный московский молодёжный конкурс творческих работ
 «Наш славянский мир»







          


       

       


Творческая работа детей в кружке "Народные промысы" (онлайн-выставка)





 НАШИ ЭКСКУРСИИ И НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ




ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ




ЭКСКУРСИЯ В ЖОСТОВО






Экскурсия на фабрику "Гжель"






ПРАЗДНИК "МАСЛЕНИЦА"






В рамках участия в фестивале "ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА" 
опубликована работа   Oкороковой Ксении "Moя глина "
Она награждена дипломом!!! Поздравляем!!!
Диплом можно посмотреть в нашем блоге на странице "Мы ими гордимся"

Работы наших ребят, занимающихся в кружке "Народные промыслы", были приняты для участия в номинации декоративно прикладное искусство в 
 V Международном московском молодёжном конкурсе творческих работ «Наш славянский мир», который проводился ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры».



РЕЦЕНЗИЯ НА АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ КРУЖКА "НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ"




ПРОГРАММА КРУЖКА "НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ"


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
АНО ОСШ «Город Солнца»




Утверждаю                                                                                              Согласовано                                                   
Директор школы:                                                                                    Председатель МО
Ахмедзянова Э.В.                                                                                   Мишина М.В.         
Приказ № __от___2013 г.                                                                       Протокол заседания МО                          
                                                                                                                  № ____от _______2013 г.                            









АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

кружка дополнительного образования
по декоративно-прикладному искусству
 «Народные промыслы»



Возраст детей: 1-4 классы
Срок реализации программы: 4 года
Кол-во часов в неделю: 1
Кол-во часов в год: 135



Автор программы:
учитель начальных классов
Мирошкина А.Б.






Москва 2013 год

Раздел I. Пояснительная записка
Пояснительная записка включает:
1. Общая характеристика курса
   1) отличительная особенность;
   2) актуальность;
2. Цель программы;
3. Ценностные ориентиры развития и воспитания обучающихся, заложенные в данной программе
4. Место учебного предмета в учебном плане
5. Планируемые результаты освоения курса
(личностные, метопредметные, предметные результаты)
6. Система оценки достижения планируемых результатов

1. Общая характеристика курса
   Программа кружка дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству  «Народные промыслы» разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и опирается на концепцию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Отличительная особенность данной программы дополнительного образования от уже существующих состоит в том, что она
·       составлена с учётом культурно-исторических и географических особенностей Московского региона, запросов семей, учителей и других субъектов образовательного процесса;
·        предполагает расширенное и углубленное знакомство детей с подлинными изделиями народных художественных промыслов Московского региона и близлежащих территорий на основе посещения обучающимися музеев, заводов (артелей), в которых сохранены традиции создания подлинных шедевров декоративно-прикладного искусства с последующим применением полученных знаний на практике;
·       знакомит с характерными особенностями русского декоративного искусства;
·       опирается на коллективную и самостоятельную творческую работу обучающихся по созданию декоративных изделий с использованием различных художественных техник (лепка из глины, роспись по дереву, плетение из соломы, аппликация и т.д.) и материалов (гуашь, акварель, акриловые краски, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы);
·       предполагает освоение работы на компьютере с использованием соответствующих программ для построения узора (в полосе, в круге, на контурном изображении изделия) из готовых элементов росписи и выбора соответствующего для них цветового наполнения;
·       предполагает участие детей в выставках, ярмарках, конкурсах и в проектной деятельности по основным разделам курса;
·       участие обучающихся в обсуждении содержания и выразительных средств изделий декоративно-прикладного искусства, выражение своего отношения к ним, формирование активной деятельностной позиции;
·       формирует и расширяет опыт позитивного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что способствует развитию коммуникативных навыков;
·       воспитывает основы эстетической культуры и способствует духовно-нравственному развитию обучающихся.

Актуальность
Актуальность программы обусловлена:
·       Особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос занятости детей, умения с пользой организовать своё свободное время, удовлетворения их потребности познавать окружающий мир, создания возможности открыть и реализовать себя, развития коммуникативных навыков.
·       Требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и концепцией духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
·       Целью современного образованиякоторая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

2. Цель программы 
   Цель программы: на основе эмоционально-образного восприятия декоративно-прикладного искусства приобщать детей к духовно-нравственным ценностям русского народа, формировать у них интерес к национальному творчеству народов России, расширять кругозор и развивать художественно-творческие способности и умения, эстетические чувства и представления, образное мышление, коммуникативные навыки, формировать основы активной деятельностной позиции.




3. Ценностные ориентиры развития и воспитания обучающихся, заложенные в данной программе
Описание ценностных ориентиров содержания
   Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
   Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
   Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, знакомство с произведениями народных художественных промыслов России с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа, восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов – всё это поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству, искусству и культуре.
   Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Направления (задачи) развития и воспитания обучающихся основаны на определённой системе базовых национальных ценностей и обеспечивают воспитание ребёнка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и развитие его творческих способностей
.
Задачи и ценности в области формирования личностной культуры:
·       воспитание ценностного отношения к прекрасному и формирование элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, развитие эстетических потребностей и чувств, умения видеть прекрасное в труде людей и в результатах этого труда, знакомство с мастерами прикладного искусства, наблюдение за красотой их работы (ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве);
·       развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата (ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие);
·       формирование способности к самостоятельным действиям, к принятию ответственности за их результаты;
·       освоение различных художественных техник (лепка из глины, роспись по дереву, плетение из соломы, аппликация и т.д.) и материалов (гуашь, акварель, акриловые краски, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы);

·       овладения необходимыми знаниями и практическими умениями для воссоздания изделий, отражающих характерные особенности изучаемых видов русского декоративно-прикладного искусства
·       освоение работы на компьютере с использованием соответствующих программ
·       создание условий для получения обучающимися первоначального опыта реализации своего потенциала и самовыражения в различных видах и формах художественного творчества;
·       формирование способности открыто выражать и доказательно отстаивать свою позицию, проявлять критичность к собственным действиям и результатам своего труда.

Задачи и ценности в области формирования социальной культуры:
·       воспитание гражданственности и патриотизма через ценностное восприятие и первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций народов России и их нравственно-этического отношения к природе (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, к природе);
·       ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с народными художественными промыслами (в системе экскурсионно-краеведческой деятельности и в ходе практического изучения основ народных художественных промыслов);
·       развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми для достижения положительных результатов совместной деятельности;
·       расширение опыта позитивного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости и понимания;
Задачи и ценности в области формирования семейной культуры:
·       знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи;
·       формирование мотивации к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи;
·       участие совместно с родителями и другими членами семьи в конкурсах, выставках своих творческих работ, ярмарках, в проектной и в экскурсионно-познавательной деятельности.

4. Место курса в учебном плане
    На изучение  курса «Народные промыслы» отводится  по 1-му часу в неделю на каждый класс. В 1-ом классе предусмотрено 33 часа в год, во 2 – 4 классах – по 34 часа в год.
Общий объём времени, отводимого на изучение курса в 1-4 классах, составляет 135 часов.





5. Планируемые результаты освоения курса
(личностные, метапредметные, предметные результаты)

Личностные результаты
       проявление положительного отношения к овладению новыми знаниями и практическими умениями;
       проявление интереса к содержанию курса по декоративно-прикладному искусству, как одному из видов изобразительного искусства;
       формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с изделиями декоративно – прикладного творчества народов России;
       умение принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей;
       чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
       самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
       результате наблюдения, рассуждения, обсуждения; самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
       чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родных, друзей, для себя;
       бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
       осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
       с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
       под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
·       с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности;
·       учиться выстраивать последовательность действии на занятии (планировать);
·       учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
образцом;
·       с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
·       учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее
подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять
практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, схемы, инструкционные карты, иллюстрации;
·       выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона и корректировка выполненной работы;
·       учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД
·       Наблюдать связи человека с природой через предметный мир ближайшего окружения и декоративно-художественные особенности изделий народных промыслов;
·       сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
·       пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
·       с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного, формулировать желаемые цели, соответствующие задачи и определять необходимые источники информации для новых знаний;
·       моделировать новые формы путем трансформации известного, создавать новые образы, используя средства декоративно–прикладного творчества;
·       находить ответы на предлагаемые вопросы, используя различные источники информации и свой жизненный опыт;
·       анализировать и делать выводы о результате совместной работы всех участников образовательного процесса, планировать дальнейшую деятельность;
·       преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия,
художественные образы.

Коммуникативные УУД
·       учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать
предложенную или выявленную проблему;
·       учиться проговаривать последовательность действии на занятии; учиться
высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, образцом;
·       с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
·       учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Выпускник получит возможность научиться :
·       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
·       учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные результаты
1. Общекулътурные и общетрудовые компетенции.
    Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
       о роли и месте человека в окружающем мире; созидательной, творческой деятельности человека, о природе как источнике его вдохновения;
       об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
       о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
       обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
       соблюдать правила гигиены труда;
       различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
       развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
       развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
2. Технология ручной обработки материалов.
Знать:
       общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей, краски, глина и др.) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
       последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка, лепка, грунтовка, роспись, оформление;
       способы разметки на глаз, по шаблону;
•     иметь представление о народных промыслах; называть их, узнавать материал, из которого сделано изделие;
       понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого;
       формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
       клеевой способ соединения;
       способы отделки: нанесение узора, раскрашивание, аппликация, декорирование;
       названия и назначение ручных инструментов (ножницы, стеки, кисточки разных номеров) и приспособлений (шаблон, палитра, подкладной лист), правила безопасной работы ними.
Уметь:
       различать материалы и инструменты по их назначению;
       выделять характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
       выделять элементы узора и составлять из них композицию;
       самостоятельно определять последовательность выполнения росписи;
       приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
       осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
       передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
       учитывать в своих работах символическое значение образов и узоров произведений народного искусства;
       качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
       экономно размечать изделие;
       точно резать ножницами;
       собирать изделия различными способами;
       эстетично и аккуратно оформлять изделия различными способами;
       использовать для сушки плоских изделий пресс;
       безопасно работать и хранить инструменты;
       с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль
       с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон.

6. Система оценки достижения планируемых результатов
   Система оценки представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Оценка построена на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само‑ и взаимооценки.
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
   Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка личностных результатов

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
·       сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально‑положительном отношении обучающегося к образовательному процессу, ориентации на его содержательные моменты— занятия, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
·       сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
·       сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
·       сформированности мотивации учебной деятельности, включая любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
·       знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Оценка метапредметных результатов

   Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий. К ним относятся:
·    способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
·    умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
·    умение использовать знаково-символические средства, схемы для решения практических задач;
·    способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий;
·    умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
·    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.






Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по декоративно-прикладному искусству.

Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего выполнения практической работы, так и в ходе выполнения итоговых творческих работ.
   Текущая оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
1) качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
2) степень самостоятельности;
3) уровень творческой деятельности
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика, который представляет собой специально организованную подборку работ, фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии участия в выставках и конкурсах и т. п, демонстрирующих усилия, прогресс и достижения обучающегося в данной области.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.

Раздел II. Принципы и подходы обучения
   Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся и предусматривает расширение их кругозора путём приобщения к базовым культурным национальным ценностям российского общества, а так же позволяет обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания.
   В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы и приемы обучения.
   Реализация программы отталкивается от экскурсионной деятельности. Занятия, как правило, включают теоретическую и практическую часть. Теоретические сведения — это закрепление, обобщение увиденного на экскурсии и объяснение нового материала (информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах и о характерных особенностях данного вида). Практическая работа включает изготовление, разметку, выполнение и оформление изделий.
   Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.

   Процесс обучения включает в себя информационно-познавательный и деятельностный (практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности) компоненты .
   Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих.
   Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения и т.д.)
Этапы:
теоретические знания – 25 – 30 % времени, остальное –практические работы в интересной для учащихся форме.
Формы и методы организации и проведения занятий:
Словесные методы обучения:
·       беседа,
·       анализ предмета, представленного детям
Наглядные методы обучения:
·       показ видеоматериалов, иллюстраций
·       показ, исполнение педагогом различных видов росписей,
·       наблюдение
·       работа по образцу, инструкционной карте
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
·       объяснительно-иллюстративные методы обучения (дети воспринимают и усваивают готовую информацию) – для совсем маленьких (6-7 лет)
·       репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) для более старших (8-9 лет)
·       частично – поисковые (участие детей в коллективном поиске) для 10-11 лет
·       исследовательские методы обучения (овладение детьми методами познания, самостоятельной творческой работы (в основном на занятиях по бисероплетению)
Формы обучения:
·       практические работы по выполнению изделий
·       экскурсии
·       мастер-классы народных умельцев
Формы организации деятельности детей на занятии:
·       индивидуальная
·       индивидуально-групповая
·       по группам
   Цикл занятий по разделу заканчивается презентацией творческих работ (поделки, изделия, рисунки или фотографии), участием в выставках, ярмарках, представлением и защитой проектов.


III. Содержание курса
Декоративная работа - (20ч)
   Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.).
 Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.

   Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
В содержании раздела « Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания.
Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, находит применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций, игрушек, вышивки.
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше. Роль контраста в композиции: большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Лепка - (8 ч)
   Лепка - вид художественного творчества ,который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
Основным содержанием этого раздела является лепка из глины:
·       филимоновской игрушки по образцу (кошка, собака, курица, лошадь, бычок и т. д.)
·       дымковской игрушки
·       тематических композиций из жизни русского народа.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - (6 ч)
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений народного искусства, в т.ч. через проведение выездных экскурсий. Эта работа воспитывает у школьников интерес и любовь к искусству, расширяет представления об окружающем мире, воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Основные темы бесед:
·       история возникновения народных промыслов
  •  растительные и геометрические узоры вокруг нас, орнаменты народов России
  • традиционные художественные промыслы: Хохлома, Гжель, Дымковская роспись, Филимоновская игрушка, Городец, Полхов-Майдан
  • классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре и т.д.),  изобразительные приемы и характерные особенности каждой росписи;
  • прославленные центры народных художественных промыслов;
  • искусство родного края;
Этапы работы:
Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Подготовительный.
Задачи
•Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
•Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
•Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
•Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.
Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Задачи:
•Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
•Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
•Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
•Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.


На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).






IV. Учебно-тематический план
(варианты тематического планирования, в которых дано ориентировочное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также представлена характеристика деятельности учащихся (в соответствии со спецификой предмета).
Народные промыслы
I
кл.
II
 кл.
III кл.
IV
кл.
1. История возникновения народных промыслов.
1
1
1
1
2. Узор. Растительные и геометрические узоры вокруг нас. Выполнение узора в полосе, круге (оттиск, примакание).
3
3
1
1
3. Традиционные художественные промыслы:
    Хохлома.
– История возникновения. Характерные элементы узора: «травка», «реснички», «усики», «завиток», «кустики», «капельки», «трилистник», «ягода».
– Хохломской орнамент в одежде и бытовых
   предметах.
–Хохломская роспись на бумаге разного цвета и формы (круг, полоса,  – для 1 кл., хохломская тарелочка – для 2 кл., хохломское блюдо – для 3и 4 кл.).
– Роспись  доски, ложки, вазы и т.д. (силуэта – для 1 кл., объёмных предметов – для 2 и 3 кл.).


3





2



2


3





2



3


3





2



3


3





2



3
4. Традиционные художественные промыслы:
    Гжель.
– История возникновения.
Характерные элементы узора (в полосе, круге).
– Гжельский орнамент в одежде и бытовых
   предметах.
– Узор в полосе «Веточка».
– «Гжельская салфетка» - узор в квадрате.
– «Цветы Гжели» - узор в круге ( на тарелочке - для 3 класса, коллективная работа «Букет - для Снегурочки» для 2 класса).
– «Гжельский чайник» - роспись силуэта.
– Изготовление из папье-маше тарелочки ( 2 кл.), гжельского блюда ( 3,4  класс) и их роспись .
– Гжельская игрушка (роспись объёмной фигуры - для 4 кл.)


1

2

1
1
-


1
-

2


1

2

-
-
1


-
3

2


1

2

-
-



1
3



3


1

2






1
3



3
5. Дымковская роспись.
 – История возникновения. Характерные элементы узора.
 –  Народная дымковская игрушка
 (лепка, роспись).

2

3

2

3

2

3

2

3
6. Филимоновская игрушка.
– История возникновения. Характерные элементы узора, сравнение с дымковской игрушкой
– Роспись  филимоновской игрушки
- Лепка и роспись  филимоновской игрушки


1


2

1


2

-



-

-



 -
7. Полхов-Майдан
– История возникновения.
 Характерные элементы узора
– Роспись  игрушки


-

-

-

-

1

3

1

3
8. Городец.
– История возникновения.
 Характерные элементы узора (в полосе, в круге).
– «Городецкий Петушок», «Городецкий  Конь» - рисунок в круге.  
– Городецкая роспись доски (силуэта – для 1 кл.).

1

4



1

4



1



4

1



4
Итого:                                                      135 ч.
33
34
34
34










Раздел курса
№ занятия,
число

Программное содержание
Характеристика деятельности учащихся











Тематическое планирование  для ... класса
п/п

Дата



Тема
урока(страница
учебника)

Решаемые
проблемы
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия
Предметные
результаты

УУД
Личностные
результаты

































V. Материально-техническое, методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
1. Материально-техническое обеспечение
   Компьютер, эл. доска, проигрыватель дисков и CD-диски или подборка музыкальных файлов с народной музыкой, файлы с презентациями различных видов декоративно-прикладного искусства.
наличие у каждого посещающего кружок баночки для воды, кистей для рисования различных номеров, бумаги для рисования, наборов гуаши, акварели, набор акриловых красок, клеёнок для стола, Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса).
 Есть индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка.
2. Демонстрационные материалы и дидактические пособия:
1.      Плакат «Гжель. Примеры узоров и орнаментов» ". -  М.: Мозаика-Синтез, 2013.
2.      Плакат  «Гжель. Работы современных мастеров» ". -  М.: Мозаика-Синтез, 2013.
3.      Плакат  «Полхов-Майдан. Примеры узоров и орнаментов». -  М.: Мозаика-Синтез, 2013.
4.      Плакат "Полхов-Майдан. Работы современных мастеров». -  М.: Мозаика-Синтез, 2013.
5.      Плакат "Филимоновская свистулька. Примеры узоров и орнаментов». -  М.: Мозаика-Синтез, 2013.
6.      Плакат "Филимоновская свистулька. Работы современных мастеров». -  М.: Мозаика-Синтез, 2013.
7.      Плакат " Хохлома. Работы современных мастеров". -  М.: Мозаика-Синтез, 2013.
8.      Плакат "Хохлома. Примеры узоров и орнаментов" . – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
9.      Мир в картинках: Гжель. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
10.   Мир в картинках: Хохлома. Наглядно-дидактическое пособие.  – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
11.   Мир в картинках:  Филимоновская народная игрушка. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
12.   Мир в картинках: Каргополь. Народная игрушка. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
13.   Мир в картинках: Дымковская игрушка. Наглядно-дидактическое пособие.– М.: Мозаика-Синтез, 2007.
14.   Мир в картинках: Городецкая роспись по дереву. Наглядно-дидактическое пособие.– М.: Мозаика-Синтез, 2009.
15.   Хохлома (CD) Издательство: ФГ Никитин, 2007.
16.   Серия: Romantic Hits Аннотация к аудио "Хохлома (CD)"
17.   На диске содержатся русские народные песни:
18.   Подробнее: http://www.labirint.ru/audio/143783/
19.   Джашакуев В.М. Рабочая тетрадь по декоративному рисованию – М.: АРКТИ, 2000.
20.   Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства, М.: «Мозаика-Синтез», 2001
21.   Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель: рабочая тетрадь по основам народного искусства - М.: Мозаика-Синтез,2001
22.   Дорожин Ю.Г. Жостовский букет: рабочая тетрадь по основам народного искусства - М.: Мозаика-Синтез, 2001
23.   Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства, 2010.
24.   Дорожин Ю.Г. Полховский Майдан. Роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства, 2008.
25.   Дорожин Ю.Г. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Филимоновская роспись», 2008.
26.   Дорожин Ю.Г. Каргопольская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства, 2008.
27.   Дорожин Ю.Г. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства, 2008.
28.   Межуева Ю. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь – М.: Мозаика-Синтез, 2010
29.   Назарова: Мезенская роспись: Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
30.   Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь. - М: Мозаика-Синтез, 2013.
31.   Городецкая роспись: учебное издание. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
32.   Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
33.   Жостовский букет: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
34.   Лубочные картинки: Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
35.   Узоры Северной Двины: Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
36.   Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
37.   Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
38.    Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
3. Электронные образовательные ресурсы и интернет ресурсы

1.     Википедия свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
2.    Большая электронная энциклопедия (CD).
3.    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
4.    Аудиозаписи. Классическая музыка.
5.    Изд. «Новый Диск» Фантазеры. МУЛЬТИТВОРЧЕСТВО

4. Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12 2012 № 273–Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (опубликовано: 31 декабря 2012г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5976)
2. ФГОС НОО  (приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. №373)
3. Бардина Р.А. Изделия народных и художественных промыслов и сувениры – М.: Высшая школа, 1990.
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Грибовская А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация…- М.: МИПКРО, 1999
6. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997
7. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
8. Дорожин Ю. Матрешки.-  М.: Мозаика-Синтез, 2011
10. Лыкова И.: Золотая хохлома. – М.: Карапуз, 2009.
11. Назарова А. Цветочные узоры Полхов-Майдана. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
12. Куцакова Л.В. Чудесная Гжель: учебное издание. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
13. Школа рисования для начинающих. Рисуем орнаменты - М.: Оникс, 2006.
14. Узоры Полхов-Майдана. Знакомство с промыслами и ремеслами. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
15. Цветочные узоры Полхов-Майдана. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
16. Русский праздничный народный костюм. Знакомство детей с русской национальной культурой, фольклором, традициями и обычаями / составитель: Ю. Дорофеев. - М.: Мозаика-Синтез, 2001.
14. Яхнин Л. Весёлое слово Хохлома. – М.: Малыш, 1998
16. Холезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера,2005.
17.  Азбука народных промыслов, 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель,2012
18. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький, Волго-Вятское издательство, 1988.
19.  Шпикалева Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-синтез, 1997.
20.  А.С. Хворостов. «Декоративно-прикладное искусство в школе». – М.: Просвещение, 1988.
5. Материалы, инструменты, приспособления:
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
Природный материал: глина.

Бумага для рисования, клеенка, ножницы, кисточки, краски (гуашь, акриловая глянцевая), карандаши простые и цветные, кисти для работы с акриловыми красками (№0, №3, №5) и для гуаши.

Комментариев нет:

Отправить комментарий