Лозунг дня

Лозунг: "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила."

понедельник, 26 февраля 2018 г.

Выступление на педсовете от 27.02.2018

Моё понимание оснований и смысла   Федерального государственного образовательного стандарта, его основные особенности


Слайд 2. Основания введения ФГОС
Согласно приказу Министерства науки и образования Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года в школах России введен в действие новый образовательный стандарт — Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
 (далее — ФГОС или Стандарт).
Формальным основанием для введения нового стандарта служит
положение Закона «Об образовании».
 
Так в чем же заключается смысл введения нового стандарта?
   Почему его называют стандартом второго или нового поколения?
Слайд 3. Смысл введения ФГОС

Смысл введения нового стандарта виделся инициаторам его разработки в том, чтобы задать с его помощью такие ориентиры (требования), которые будут способствовать достижению качественно новых результатов образования и указывать основные способы и условия их достижения
Слайд 4..Три системы требований ФГОС


Также эти заданные ориентиры должны способствовать устранению существующих перекосов в системе образования, когда цель — развитие ребенка — подменяется изучением только набора знаний (фактов, понятий, теорем, законов и т.д.), которые в дальнейшем им не используются.

·       Т.е, Стандарт ориентирует нас на развитие личности ребёнка.
Слайд 5. Смещение акцентов

При этом подчёркивается, что невозможно  отказаться от такой традиционной ценности российского образования, как его фундаментальность, ориентация на основы научного знания. Однако освоение содержания образования становится СРЕДСТВОМ, а не целью общего образования, как это было раньше. Теперь главной ЦЕЛЬЮ образования становится всестороннее развитие личности ребёнка.


(Если раньше , готовясь к уроку, мы в целях и задачах на первом месте записывали ЗУН, а лишь затем задачи по развитию и воспитанию, то сейчас первостепенное значение отводится развитию личности.
Кроме того, пересматриваются подходы к тому, ЧЕМУ учить, РАДИ ЧЕГО учить и КАК учить.)

·       Т.о., Стандарт предполагает отказ от ЗУНовской традиции в образования и  на первое место выдвигается  осознанный переход к деятельностному развитию учеников.
Становление и развитие школьников на основе их активного и осознанного «включения» в учебную деятельность и рассматривается Стандартом как основной образовательный результат.

В чем же проявляется достижение этого результата?
Слайд 6.


Стандарт определяет важнейшим показателем достижения основных
образовательных результатов готовность и способность
учащихся к решению разнообразных творческих,  учебно-познавательных и
учебно-практических задач, которые в свою очередь определяются овладением учащимися системой учебных действий. Их можно разделить на три группы.



1.    Овладение системой личностных учебных действий: готовность и способность школьников к самоопределению, к смыслообразованию,
к приобретению и освоению системы ценностно-смысловых установок;
2.    Овладение системой метапредметных учебных действий,
как основой овладения ключевыми компетентностями, умением учиться:
готовность и способность школьников к самоорганизации,  к
саморегуляции, к коммуникации (включая образовательное взаимодействие) и к самостоятельной познавательной деятельности;
3.    Овладение системой предметных учебных действий:
 готовность и способность школьников к освоению системы основополагающих элементов научного знания, так и приобретения опыта получения нового знания, преобразования и применения знаний,.

   Стремления  к овладению этими результатами предполагают новые подходы к форме подачи материала: проблемные задания, создание учебных ситуаций, предполагающих совместную деятельность, самостоятельную работу с учебным материалом, проектные виды  деятельности, использование ИКТ в обучении  и т.д.)

·       Еще одна важнейшая отличительная особенность нового стандарта – это ориентация на конечный результат.
Слайд 7. Ориентация на результат

В чем и как она выражена в тексте Стандарта?
Во-первых, в обобщенном портрете выпускника начальной школы, посредством которого указываются те способности и качества личности, которые необходимо формировать и развивать средствами учебной деятельности в приоритетном порядке.
Далее, «Портрет ученика» конкретизируется  «ТРЕБОВАНИЯМИ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (см. Стандарт раздел 2) и в сопровождающими Стандарт документами — «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования» и «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
   (  * Познакомиться с этими документами можно в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа» (см. сайт Министерства образования и науки), а также в книгах «Планируемые результаты начального общего образования» и «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Ч.1 — 3», выпущенных издательством «Просвещение» в серии «Стандарты второго поколения»
 в 2010 — 2011 г.г..)


   Причём, Стандарты определяют итоговые результаты образования на основе согласования запросов семьи, общества и государства в адрес системы образования.


   Стандарт предлагает, взяв за основу важнейшие  достижения дошкольного периода развития (деятельность и активность, креативность, любознательность, инициативность, открытость и базовое доверие к миру, положительное отношение к себе и др.), поддерживать и развивать их, не прерывая и не подавляя ни одну из линий.
Например, переводить средствами учебной деятельности любознательность и инициативность в исследовательский интерес;
 на базе имеющегося исходного чувства собственного достоинства, положительного отношения к себе формировать такие качества личности, как ответственность, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения, способность к самоорганизации и саморегуляции.

Всё это должно происходить на основе включения школьников в активную учебную деятельность, направленную на овладение системой универсальных и предметных учебных действий, прежде всего с изучаемым учебным материалом.




·       Ответственность за  достижение  результатов развития различных способностей учащихся теперь несёт не только школа. Ответственность  разделяется между школой, семьей и  государством.


Ответственность образовательного учреждения заключается в создании необходимых условий для успешной образовательной деятельности педагогов и детей. Образовательное учреждение обязано гарантировать шанс на успех каждому ребенку.
Семья ученика отвечает за использование предоставленного образовательным учреждением шанса на успех, за реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей в сфере образования (например, создание дома необходимых условий для обучения).

Для школьника (и его семьи) это даёт также возможность выбора уровня освоения (базового или повышенного) изучаемых предметов, а также возможность выбора содержания образования за рамками обязательных для изучения учебных предметов и тем.




·       Ещё одним принципиальным нововведением является включение в состав образовательных стандартов УСЛОВИЙ, обеспечивающих реализацию и достижение этих «ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ».
Они подразумевают развитие и обновление материально-технического и информационного обеспечения общего образования, а также повыщение квалификации кадров...


Выдержка из Стандарта из раздела  IV «Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования»

Там сказано, что  «информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна способствовать осуществлению образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ),
обеспечивать взаимодействие между участниками образовательного процесса (в том числе – дистанционное)  посредством сети Интернет, осуществлять контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет и осуществлять ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
(Чтобы учитель мог осуществлять свою пед. деятельность в соответствии с требованиями ФГОС департамент предоставляет возможность каждому классу (учителю-предметнику), работающему по ФГОСам иметь информационное пространство.)

Слайд 8. Три системы требований ФГОС

Т.о., согласно действующему Закону «Об образовании» утвержденный Федеральный государственный образовательный стандарт
задаёт три системы требований (см. тбл.):
1) Требования к результатам освоения основной образователь-
ной программы начального общего образования, выступающие
как ведущий компонент стандарта (раздел 2 Стандарта);
2) Требования к структуре основной образовательной про-
граммы начального общего образования (раздел 3 Стандарта),
определяющие по сути дела организационно-педагогические
условия деятельности системы образования;
3) Требования к условиям реализации основной образователь-
ной программы начального общего образования (раздел 4 Стан-
дарта), определяющие ресурсные условия деятельности системы образования.

******

Выступление подготовлено по материалам курса  О.Б. Логиновой и
С.Г. Яковлевой «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов» -  М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2012.

Комментариев нет:

Отправить комментарий