Век цифровых технологий уверенно и быстро шагает по планете. Изменяются требования к организации воспитания и обучения. В соответствии с этим, особое значение приобретает подготовка детей к обучению в школе и качественный анализ и оценка уровня готовности будущих первоклассников. От этого во многом зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Проанализировав многочисленные выступления, методические
материалы и статьи по данной тематике, мы пришли к выводу, что готовность
ребенка к школе целесообразно рассматривать с позиции системного подхода,
учитывая педагогический, психологический, гигиенический и физиологический
аспекты. Такой подход позволит сделать предварительный прогноз
успешности обучения будущего первоклассника в начальной школе, а также выстроить
индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале
обучения в школе.
Нам кажется обоснованным идея наших коллег, методистов и
психологов, которые выделяют три группы
показателей готовности первоклассников к обучению в школе.
I. Первая
группа показателей
Эта группа относится к
рассмотрению общего развития ребенка
и его психофизиологичекой и
интеллектуальной зрелости
Сформированность у ребенка учебных навыков,
конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы показывает
готовность к новой для будущего первоклассника учебной деятельности и усвоению
знаний и умений.
1. Сформированность
предпосылок овладения грамотой и математикой.
Данный показатель отражает:
· состояние пространственного и
зрительного восприятия;
· состояние моторики и зрительно-моторных
координаций;
· умение проводить классификацию и выделять
признаки, по которым она произведена;
· наличие интуитивных дочисловых представлений;
· овладение представлениями, лежащими в основе
счета и операций сложения и вычитания;
· понимание условия задачи;
· умение сравнивать два множества по числу
элементов;
· развитие фонематического слуха и
восприятия, умение выделять звуки в словах;
·сформированность предпосылок к успешному
овладению звуковым анализом и синтезом.
2. Наличие
учебных навыков у ребенка. Этот показатель отражает результат педагогического
воздействия на ребенка до школы.
Данный
показатель определяется и фиксируется учителем.
Наличие больших различий в учебных навыках детей
класса, создает трудности как для работы учителя, так и для тех детей, которые
сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса.
Специфические
проблемы здесь есть как у сильных детей (риск потери интереса к учебе в слабом
классе, возникновение позиции стороннего наблюдателя, необходимость
переформирования навыка, отсутствие навыка к систематической, «рутинной»
учебной работе и др.), так и у слабых (особенно, если они попали в сильный
класс.)
3. Высокий уровень психофизиологической
и интеллектуальной зрелости проявляется в достаточном уровне следующих
показателей:
·
концентрации внимания,
·
самоконтроля,
·
уравновешенности поведения,
·
развития зрительно-моторной координации
·
и развитии речи ребенка.
При определении
психофизиологической и интеллектуальной зрелости учитываются результаты одновременного рассмотрения различных
данных (результатов тестирования ребенка, экспертных оценок и фиксации
наблюдений учителей и родителей) и взаимосвязь между различными уровнями их
проявлений (!)
не только в ситуации тестирования, но и в
реальной жизни (поведении в школе и дома).
II. Вторая
группа показателей
Эта
группа показателей относится к внутриличностным
особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к
самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и
взрослыми, к преодолению трудностей.
К
этой группе показателей относятся такие особенности ребёнка, которые принято
относить
·к личностной зрелости (например, наличие школьной мотивации и желание занять позицию
ученика),
· к социальной зрелости (например, индивидуальные особенности
поведения: коммуникативность и др.)
· к эмоциональной зрелости (умение управлять своими
эмоциональными реакциями).
Высокая
мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и
адаптации за счет саморазвития и самоизменения.
В целом, эти особенности могут способствовать или препятствовать адаптации.
III. Дополнительная
группа показателей
Дополнительно используются показатели,
характеризующие адаптационные ресурсы
ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной
успешности ребенка, цена адаптации.
1. Здоровье первоклассника (формируется на основе данных из медицинских карт
первоклассника и реальных жалоб ребенка на состояние здоровья, зафиксированных
в школе). Уровень здоровья рассматривается как показатель, определяющий
адаптационный ресурс ребенка.
2. Семья как ресурс школьной успешности ребенка.
Общая оценка стратегий родительского поведения:
·
подготовка ребенка к школе
·
готовность родителей помогать ребенку на
первом этапе школьной жизни
·
готовность сотрудничать со школой
·
образовательная и культурная среда дома
·
социальные установки и возможности семьи.
3. Цена адаптации
Этот показатель показывает степень затратности для
ребенка процесса вхождения в школу и позволяет предупредить перенапряжения
ребенка и ухудшение его здоровья.
Источники:
При подготовки статьи использовались рекомендации и материалы
изучения готовности первоклассников к обучению в школе
Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки
Российской академии образования, Института содержания и методов обучения, Отдела
оценки качества общего образования
Методические материалы О.В. Даниленко, И.В.
Ермаковой,
Г.С.
Ковалевой, Н.В. Нурминской, М.В. Серковым
Комментариев нет:
Отправить комментарий