Лозунг дня

Лозунг: "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила."

четверг, 23 августа 2018 г.

Скоро в школу











   Век цифровых технологий уверенно и быстро шагает по планете. Изменяются  требования к организации воспитания и обучения. В соответствии с этим, особое значение приобретает подготовка детей к обучению в школе и качественный анализ и оценка уровня готовности будущих первоклассников. От этого во многом зависит успешность последующего обучения детей в школе.
   Проанализировав многочисленные выступления, методические материалы и статьи по данной тематике, мы пришли к выводу, что готовность ребенка к школе целесообразно рассматривать с позиции системного подхода, учитывая педагогический, психологический, гигиенический и физиологический аспекты. Такой подход позволит сделать предварительный прогноз успешности обучения будущего первоклассника в начальной школе, а также выстроить индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.
   Нам кажется обоснованным идея наших коллег, методистов и психологов, которые выделяют три группы показателей готовности первоклассников к обучению в школе.

I. Первая группа показателей
Эта группа относится к рассмотрению общего развития ребенка и его психофизиологичекой и интеллектуальной зрелости
   Сформированность у ребенка учебных навыков, конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы показывает готовность к новой для будущего первоклассника учебной деятельности и усвоению знаний и умений.
1. Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой.
Данный показатель отражает:
·  состояние пространственного и зрительного восприятия;
·  состояние моторики и зрительно-моторных координаций;
· умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
·  наличие интуитивных дочисловых представлений;
· овладение представлениями, лежащими в основе счета и операций сложения и вычитания;
· понимание условия задачи;
· умение сравнивать два множества по числу элементов;
· развитие фонематического слуха и восприятия, умение выделять звуки в словах;
·сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

2. Наличие учебных навыков у ребенка. Этот показатель отражает результат педагогического воздействия на ребенка до школы.
Данный показатель определяется и фиксируется учителем.
Наличие больших различий в учебных навыках детей класса, создает трудности как для работы учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса.
Специфические проблемы здесь есть как у сильных детей (риск потери интереса к учебе в слабом классе, возникновение позиции стороннего наблюдателя, необходимость переформирования навыка, отсутствие навыка к систематической, «рутинной» учебной работе и др.), так и у слабых (особенно, если они попали в сильный класс.)

3. Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости проявляется в достаточном уровне следующих показателей:
·      концентрации внимания,
·      самоконтроля,
·      уравновешенности поведения,
·      развития зрительно-моторной координации
·      и развитии речи ребенка.

При определении психофизиологической и интеллектуальной зрелости учитываются результаты одновременного рассмотрения различных данных (результатов тестирования ребенка, экспертных оценок и фиксации наблюдений учителей и родителей) и взаимосвязь между различными уровнями их проявлений (!) не только в ситуации тестирования, но и в реальной жизни (поведении в школе и дома).

II. Вторая группа показателей
Эта группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, к преодолению трудностей.
К этой группе показателей относятся такие особенности ребёнка, которые принято относить
·к личностной зрелости (например, наличие школьной мотивации и желание занять позицию ученика),
· к социальной зрелости (например, индивидуальные особенности поведения: коммуникативность и др.)
· к эмоциональной зрелости (умение управлять своими эмоциональными реакциями).
Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизменения.
В целом, эти особенности могут способствовать или препятствовать адаптации.


III. Дополнительная группа показателей
Дополнительно используются показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка, цена адаптации.

1. Здоровье первоклассника (формируется на основе данных из медицинских карт первоклассника и реальных жалоб ребенка на состояние здоровья, зафиксированных в школе). Уровень здоровья рассматривается как показатель, определяющий адаптационный ресурс ребенка.

2. Семья как ресурс школьной успешности ребенка.
Общая оценка стратегий родительского поведения:
·      подготовка ребенка к школе
·      готовность родителей помогать ребенку на первом этапе школьной жизни
·      готовность сотрудничать со школой
·      образовательная и культурная среда дома
·      социальные установки и возможности семьи.

       3. Цена адаптации
Этот показатель показывает степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу и позволяет предупредить перенапряжения ребенка и ухудшение его здоровья.



Источники:
При подготовки статьи использовались рекомендации и материалы изучения готовности первоклассников к обучению в школе
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Российской академии образования, Института содержания и методов обучения, Отдела оценки качества общего образования

Методические материалы О.В. Даниленко, И.В. Ермаковой,

 Г.С. Ковалевой, Н.В. Нурминской, М.В. Серковым

Комментариев нет:

Отправить комментарий